Наука и грамотность не достигнут расцвета, если учеников пишущих контрольные работы для галочки, не превратить в творчески мыслящие личности. Успех в любом деле невозможен не только без тяжелой работы, но и без дисциплины, способности откладывать удовольствие, терпения перед лицом разочарований и неопределенности, умения извлекать уроки из неудач, а также непоколебимой нацеленности на выполнение задачи.
Молчаливое просиживание за школьной партой или беспрекословное выполнение заданий, подобно рабочим на заводе, определенно не способствует выработке такого отношения к жизни. Самое главное – желание браться за сложные, но интересные задачи, а не просто хотеть отсидеться «от звонка до звонка».
Нам нужно научится решать сложные и плохо определенные проблемы, даже самые, казалось неразрешимые. Академическая скука – это болезнь нашего времени. Мы не собираемся превращать школу в парк развлечений. Напротив, мы стараемся найти способы вовлечь наших детей в серьезную учебу, чтобы она приносила плоды даже после окончания школы.
Молодежь остро нуждается в развитии навыков мышления и построения логических рассуждений, необходимых для поиска истины. Аргументация и мышление являются прививаемыми и усваиваемыми навыками, которые должны лежать в основе любой системы образования.
Когда уровень владения навыками учеников повышается, они постепенно становятся все более предприимчивыми и лучше регулируют свое поведение. Навыками саморегуляции нельзя овладеть в одночасье. Для этого требуется косвенная поддержка, то есть учителя сначала закладывают структуру, а затем постепенно переходят к совместной регуляции.
Такие навыки лучше формируются в командах, где учащиеся должны научиться регулировать свою деятельность сообща. Учителя же должны научиться руководить этим процессом. Основное внимание в работе педагога смещается с преподавания в классе на руководство процессом познания учащихся.
Этот педагогический процесс может протекать нелинейно. Например, в некоторых случаях десятилетки могут превосходить подростков, которые на какое-то время значительно утрачивают свою готовность к саморегуляции. Среда обучения выходит за стены классной комнаты, и неформальное обучение учащихся, которое происходит вне школы, привлекается в классную комнату в качестве дополнительного ресурса.
Когнитивная деятельность также углубляется с повторением, а поверхностное обучение превращается в глубокое обучение, которое вытекает в долговременное запоминание, целостное и аналитическое мышление и готовность решать даже самые сложные и плохо определенные проблемы.